Средняя общеобразовательная школа №12

г. Минусинск
(39132)

Контактная информация

ул. Сургуладзе, 6

4-10-52

Подробнее

Перечень из 100 книг, которые Министерство образования и науки России рекомендует школьникам для самостоятельного прочтения и изучения

КНИЖНАЯ ПОЛКА. Рекомендуем прочитать

Тамара Лихоталь, «Повесть о славных богатырях, златом граде Киеве и великой напасти на Землю Русскую». «Повесть о славных богатырях, златом граде Киеве и великой напасти на землю Русскую» Т.Лихоталь роман-трилогия. Герои его герои русского эпоса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие былинные богатыри, и развивается действие романа по былинным сюжетам.
Но «Повесть о богатырях» не пересказ былин. Народные герои, герои эпоса, предстали перед читателем в новом качестве: они как бы стали персонажами художественно-документальной повести.

Алесь Адамович, Даниил Гранин, "Блокадная книга". Переиздание широко известного произведения, в котором, основываясь на большом фактическом материале - документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, - авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Чингиз Айтматов, "И дольше века длится день". Едигей - главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое - Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии.

Чингиз Айтматов, "Белый параход". В повести «Белый пароход» Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Это была сказка о Рогатой Матери-Оленихе, которую рассказывал главному герою Белого парохода, мальчику, его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущался трагизм судьбы ребенка, который сам обрывал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.

Василий Аксёнов, "Звёздный билет". Блистательная, искрометная, ни на что не похожая, проза Василия Аксенова ворвалась в жизнь шестидесятых годов (прошлого уже века!) как порыв свежего ветра. Номера «Юности», где печатались «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко», зачитывались до дыр. Его молодые герои, «звездные мальчики», веселые, романтичные, пытались жить свободно, общались на своем языке, сленге, как говорили тогда, стебе, как бы мы сказали теперь. Вот тогда и создавался «фирменный» аксеновский стиль, сделавший писателя знаменитым. Пусть и нынешний читатель откроет для себя мир раннего Аксенова и его героев, по сути так похожих на нынешних молодых людей. А сюжет прост - трое семнадцатилетних мальчишек едут в Эстонию. И едет с ними девушка Галя. Первый раз в жизни они сядут на высокие табуреты у стойки бара, первый раз в жизни они спросят: «А ты?», первый раз в жизни они расстанутся навсегда. Мы предаем только тех, кого любим.

Василий Аксёнов, "Остров Крым". Учебники истории врут! Крым во время Гражданской войны не был взят большевиками, а остался свободной и независимой территорией, имя которой Остров Крым. Эта фантастическая историческая гипотеза легла в основу, наверное, самого знаменитого аксеновского романа, впервые увидевшего свет в 1981 году в Америке и тогда недоступного для российского читателя. С той поры минуло более двадцати лет, а мы по-прежнему зачитываемся этой увлекательной книгой со стремительным сюжетом, увлекательными приключениями и яркими героями.

Анатолий Алексин, "Мой брат играет на кларнете". Это дневник девочки. Она решила посвятить свою жизнь брату, который, как она считает, скоро станет великим музыкантом. А у великих людей всегда был кто-то, кто пожертвовал своей жизнью ради таланта гения. По этой причине девочка решила, что никогда не выйдет замуж, что учиться и работать ей самой не нужно, ей нужно лишь всегда быть рядом с братом, терпеть его странности (когда они появятся... ведь у талантливых людей обязательно должны быть странности! причем не абы какие, а определенного качества) и писать о себе о нем в дневнике, чтобы благодарные потомки написали о ней о нем книгу, в которой обязательно восхитятся самоотверженностью его сестры. Ради свой мечты ради брата девочка готова даже на "решительные шаги".

Владимир Арсеньев, "Дерсу Узала". В романе исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева (1872-1930) "Дерсу Узала" рассказывается об экспедиции по Уссурийскому краю, предпринятой ученым в 1907 г. Книга посвящена проводнику этой экспедиции, гольду Дерсу Узала, обучавшему членов отряда житью в тайге и спасавшему их от опасностей.
Роман познакомит читателя с природой Уссурийского края и народами, населяющими его, их бытом, обрядами и легендами. Арсеньев правдиво и увлекательно повествует о жизни в тайге, где каждый неверный шаг грозит охотнику смертью, где животных убивают не для развлечения или ради трофеев, а для пропитания, где люди помогают друг другу выжить, не прося ничего взамен.
Роман "Дерсу Узала" включен в перечень "100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению".
Для среднего и старшего школьного возраста.

Виктор Астафьев, "Пастух и пастушка". Виктор Астафьев (1924-2001) впервые разрушил сложившиеся в советское время каноны изображения войны, сказав о ней жестокую правду и утверждая право автора-фронтовика на память о «своей» войне.Включенные в сборник произведения объединяет вечная тема: противостояние созидательной силы любви и разрушительной стихии войны. «Пастух и пастушка» - любимое детище Виктора Астафьева - по сей день остается загадкой, как для критиков, так и для читателей, ибо заключенное в «современной пасторали» время - от века Манон Леско до наших дней - проникает дальше, в неведомые пространственные измерения...

Виктор Астафьев, "Царь - рыба". Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - классик русской прозы XX века, который своей искренностью, своей неподдельной болью о судьбах своей Родины и своего народа завоевал любовь миллионов читателей. В.П.Астафьев - лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991), независимой премии «Триумф» (1994), Государственной премии России (1995) и других. Свою первую премию в 1978 году он получил за повествование в рассказах «Царь-рыба». Эта книга, подвергавшаяся жестокой цензуре и злой критике, принесла автору всенародное признание и остается по сей день одной из любимых для ценителей русской литературы. Нравственно-философское повествование об ответственности человека за все живое вокруг, о трудном и мучительном стремлении его к миру и гармонии в природе и в собственной душе.

Исаак Бабель, "Одесские рассказы". Исаак Бабель - замечательный русский новеллист первой половины XX века, автор пронзительной «Конармии» и бессмертных «Одесских рассказов», литературный отец знаменитого Бени Крика. Для его прозы характерны яркость красок, метафорическая насыщенность, живописное изображение характеров и страстей.В сборник входят основные новеллы И. Бабеля. Впервые сделана попытка на основе авторских указаний наряду с «одесским» сформировать «петербургский» и «сельский» циклы.

Исаак Бабель, "Конармия". Исаак Бабель. Великий писатель, недооцененный ни своим временем, ни временами последующими. Писатель, который обрел заслуженную славу лишь в наши дни, - по той простой причине, что причудливое своеобразие его таланта смогли осознать лишь критики и читатели, уже прошедшие сквозь горнило российской истории XX века... Перед вами - шедевры прозы Исаака Бабеля, подлинные жемчужины его «мистического реализма». «Конармия» - неистовая и прекрасная «хроника утраченного времени» гражданской войны, воплощенная в крошечном мирке всадников, странствующих от боя к бою, от легенды к легенде...

Павел Бажов, "Уральские сказы". Ранние сказы Бажова, написанные и опубликованные им в предвоенные годы и частично во время Великой Отечественной войны. Сюда относятся циклы полуфантастических сказов: о Хозяйке Медной горы и чудесных мастерах, старательские - о Полозе, змеях - хранителях золота и о первых добытчиках, легенды о старом Урале. Второй том содержит сказы.

Григорий Белых, Леонид Пантелеев, "Республика Шкид". Добрая и веселая книга о беспокойных жителях интерната для беспризорных, об их воспитателях, о том, как хулиганы и карманные воришки превращаются в людей, поступки которых определяют понятия «честь», «совесть», «дружба».

Владимир Богомолов, "Момент истины (В августе сорок четвёртого...)". Знаменитый роман В. О. Богомолова, ветерана Великой Отечественной войны, «Момент истины» («В августе сорок четвертого...») переведен более чем на пятьдесят иностранных языков. Это произведение «о советской государственной и военной машине». Безупречная авторская работа над историческими, архивными материалами позволила точно и достоверно, вплоть до нюансов, воссоздать будни сотрудников спецслужб, а в сочетании с лихо закрученным детективным сюжетом заставляет читать роман на одном дыхании.

Юрий Бондарев, "Ботальоны просят огня".

Повесть «Батальоны просят огня» опубликована в 1957 году. Эта книга, как и последующие, словно бы логически продолжающие «Батальоны...», - «Последние залпы», «Тишина» и «Двое» - принесла автору их Юрию Бондареву широкую известность и признание читателей. Каждое из этих произведений становилось событием в литературной жизни, каждое вызывало оживленную дискуссию. Книги эти переведены на многие языки мира, выдержали более шестидесяти изданий.

Военная литература у нас довольно обширна, дань военной тематике отдали многие выдающиеся писатели. Однако Юрию Бондареву уже в «Батальонах...» удалось нащупать и развить свою собственную линию, свое течение в широком литературном потоке. Не стремясь к созданию всеобъемлющей картины войны, автор кладет в основу произведения конкретный боевой эпизод, один из многих на бесчисленных полях сражений, и населяет свою повесть совершенно конкретными людьми - простыми солдатами и офицерами - рядовыми великой армии. Писатель углубленно изучает психологию советского человека, нередко в трагических обстоятельствах, и раскрывает его подлинный героизм. Действительно, образ войны у Юрия Бондарева грозный и жестокий. И события, описанные в повести «Батальоны просят огня», глубоко трагичны. Но теперь, с дистанции времени, мы по-новому судим и гордимся сильной душой советского солдата, сознательно идущего на гибель во имя своего народа, во имя грядущей победы. Высоким гуманизмом, любовью и доверием к человеку полны страницы повести.

Юрий Бондарев, "Горячий снег". Широко известный роман Юрия Бондарева "Горячий снег" посвящен Сталинградской битве, героизму советских воинов, выигравших это решающее сражение Великой Отечественной войны. «Горячий снег» зимы 1942-1943 гг. вобрал в себя не только победу, но и горькую правду о войне, где «бытие становится лицом к лицу с небытием».

Михаил Булгаков, "Белая гвардия". не просто роман, но своеобразная хроника времени - хроника, увиденная через призму восприятия «детей страшных лет России». Судьба издерганной дворянской семьи, задыхающейся в кровавом водовороте гражданской войны, под пером Булгакова обретает черты эпической трагедии всей русской интеллигенции - трагедии, отголоски которой доносятся до нас и теперь... Увлекательная семейная сага Михаила Булгакова, в которой автор частично изобразил историю собственной семьи. Любовь и предательство на фоне войны, вера и отчаяние, страх и безудержная отвага - все это Булгаков передал простыми и понятными сердцу каждого словами. Этот роман - "Война и мир" начала XX века, равный по замыслу шедевру Льва Толстого, пронзительный и лиричный.

Кир Булычёв, "Приключения Алисы". Алиса Селезнева - девочка с Земли - может, один из самых популярных литературных персонажей, созданных в так и не случившейся утопии Советского Союза. Из сознания своего родителя - Кира Булычева - она перебралась в его простые, но увлекательные книги, потом завладела умами миллионов советских детей и даже взрослых. Позже мы могли видеть Алису на экране - в известнейшем фильме «Гостья из будущего» и в не менее известном мультфильме «Тайна третьей планеты».

Иван Бунин, "Тёмные аллеи". Это истории о любви. О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого. Или - минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь. Возможно - просто поэтичной легендой, которую расскажет как умеет старенькая странница. А возможно - изысканным "жестоким романсом" времен Серебряного века. И каждая из историй - "темная аллея" в самом запутанном из лабиринтов мира - в извечном переплетении мыслей и чувств в бесконечной Любви-Войне, в коей не бывает победителей.

Василь Быков, "Мёртвым не больно". Василь Быков принадлежит к числу наиболее известных писателей, основной темой произведений которых явились драматические события, происходившие в годы Великой Отечественной войны. Будучи непосредственно участником военных событий, Быков в своих произведениях правдиво и бескомпромиссно описывает героизм и мужество тех, кто защитил нашу Родину от фашистского нашествия.Повесть «Мертвым не больно» является одним из наиболее ярких произведений автора. События этой книги происходят в ходе зимней кампании 1944 года. Раненого младшего лейтенанта отправляют в тыл на лечение, приказав конвоировать при этом трех пленных немцев. В тылу они натыкаются на немецкую танковую часть, в ходе перестрелки лейтенант теряет двух пленных и своего спутника и получает второе ранение, но пробивается в медсанчасть. Однако его сообщению о немцах в тылу никто не хочет верить, в лазарете его застает атака немецких танков...Именно в этой книге «мясорубка войны», через которую прошли наши отцы и деды, описана с присущим Быкову беспощадным реализмом.

Василь Быков, "Сотников". Повесть-рассуждение о вечных философских вопросах - цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, - вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.

Борис Васильев, "А зори здесь тихие". Это самое трогательное и лучшее произведение о войне. Берёт за душу на первых строках и не отпускает до самой последней точки...
Главные героини это молодые девушки, которые готовы на любые подвиги ради своей Родины! Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле - но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг...
Автор проводит параллель между грязной войной и чистыми девушками, которые мечтают о счастливой жизни и большой любви. Но судьба распорядилась по-другому...
Эта книга, которую необходимо прочесть..впечатления и воспоминания, действительно, останутся на всю жизнь. Это не только классика, но еще и очень напряженный и динамичный роман. Жесткий и злой.

Борис Васильев, "В списке не значился". Очень известная повесть Высильева, которая не оставит равнодушным читателя любого возраста. Автор открывает перед нами жизнь обычного русского солдата, которому суждено было стать последним защитником Брестской крепости.
После того, как немцы полностью захватили крепость, Николай Плужников в течении нескольких месяцев продолжал сражаться и стоять на защите крепости до последнего вздоха.
Кроме того, автор очень трогательно описывает нам настоящую историю любви.

Георгий Вернадский, "Начертание русской истории". Книга «Начертание русской истории» впервые была опубликована в 1927 г. и стала, по существу, тем фундаментом, на котором строили свои теории все последующие евразийцы, от самого Вернадского до Льва Гумилёва. Книга охватывает огромный период истории Евразии от гуннов до большевиков, но посвящена большей частью истории русского народа, которая, по мнению автора, «есть постепенное освоение русским народом своего месторазвития - Евразии».

Александр Волков, "Волшебник изумрудного города". Сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» рассказывает об удивительных приключени-ях девочки Элли и еѐ друзей -Страшилы, Смелого Льва и Железного Дровосека -в Волшебной стране. Уже много лет эту историю с удовольствием читают миллионы мальчиков и девочек.

Аркадий Гайдар, "Тимур и его команда". Рассказ-повесть «Тимур и его команда» - визитная карточка писателя Аркадия Гайдара. Рассказ читают в школе, обсуждают, а некоторые дети с удовольствием по несколько раз перечитывают увлекательную историю о пионерах. Самые что ни есть простые мальчишки и девчонки организовали тимуровское движение, заботились о тех, кто нуждался в помощи. В это же время ребята росли, ссорились и мирились, дружили по-настоящему и учились крепко любить.

Аркадий Гайдар, "Чук и Гек".  В 1939 году был впервые напечатан рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - добрая, чудная история о том, как два брата Чук и Гек вместе с мамой отправились к папе, находившемуся в далекой экспедиции. Символичными, передающими характер и жизненное кредо писателя стали последние строки рассказа: «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».

Расул Гамзатов, "Мой Дагестан" - первая книга в прозе Расула Гамзатова. Книга автобиографичная, освещена мягким юмором. Писатель рассказывает в ней смешные и грустные истории, пережитые им самим или сохранившиеся в народной памяти, перемежая их размышления о жизни, об искусстве, обо всем, что ему дорого и важно в этом мире.

Расул Гамзатов, Стихотворения.

Владимир Гиляровский, "Москва и москвичи". Увлекательная энциклопедия жизни дореволюционной Москвы, составленная известным русским журналистом Владимиром Алексеевичем Гиляровским, по праву носившим титул "король репортажа".

Иван Гончаров, "Обыкновенная история".  Обыкновенная история И.Гончарова остается обыкновенной историей и спустя почти сто шестьдесят лет после написания. Жизнеподобность, узнаваемость романа подчеркивал сам автор. И впрямь: столкновение мечтаний, идеалов, юношеских надежд - с обыденностью, с тем, что мы скрепя сердце называем "правдой жизни". Это ли не вечный сюжет?

Александр Горянин, "Россия. История успеха". История России - это история успеха. Ничто не предвещало двенадцать веков назад, что безвестный и малочисленный юный народ, поселившийся на глухих задворках Европы, в краю лесов и болот, вдали от морей и от существовавших уже не одну тысячу лет цивилизаций, что этот "опоздавший", незаметный среди десятков других народ выйдет на первые роли в мире, создаст сверхдержаву и самое большое по территории и ресурсам государство. И великую культуру, достойно соседствующую с другими великими культурами мира. На нашем историческом пути лежали бесчисленные преграды, враги часто казались непобедимыми, кризисы - роковыми, ловушки - безвыходными. Но преодоление преград всякий раз лишь укрепляло Россию, расслабленное существование ей противопоказано. Так будет и впредь. Рассказ о чуде России не очередное изложение её истории и не перечисление общеизвестных фактов. В связи с этим просьба не удивляться, если в книге окажутся не упомянуты какие-то периоды, деятели, события и битвы. Автор (gorianin@hotmail.com) приветствует любые замечания, дополнения, поправки и ссылки.

Александр Грин, "Алые паруса". История жизни девочки Ассоль, в младенчестве потерявшей мать. Отец-моряк хорошо воспитал Ассоль, не мешая ей мечтать, верить в чудеса. Однажды девочка встретила в лесу старика-собирателя сказок Эгля, то ли в шутку, то ли всерьёз сказавшего ей о том, что когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила и стала ждать. Прошло много лет и на горизонте показался корабль с алыми парусами...

Александр Грин, "Бегущая по волнам".  Удивительно нежный, лиричный и, в то же время, невероятно захватывающий и динамичный роман врезается в сердце читателя один раз и навсегда. Неподражаемая гриновская интонация, виртуозное умение создавать особую атмосферу создает у читателя особый настрой и особое отношение к произведениям писателя.
Молодой человек, Томас Гарвей, благородный и чувствительный, совершенно случайно попадает в самый центр легенды о Бегущей по волнам - прекрасной девушке, являющейся морякам и путешественникам перед кораблекрушением. Когда Гарвей, во время морского путешествия, вступается за честь юной Фрези Грант, он и не подозревает, сколько тайн скрывает эта девушка.

Лев Гумилёв,  "От Руси к России". «Муж в могиле, сын в тюрьме...» - эти строки Анна Ахматова написала в 1938 году, когда ее сын - Лев Гумилев - в очередной раз был арестован.

Известность родителей, поэтов мировой величины - Анны Ахматовой и Николая Гумилева, - не спасла Льва Николаевича Гумилева от гонений властей: на протяжении почти двадцати лет он подвергался репрессиям и лишениям. Он намеренно отказался от литературного поприща, в годы Великой Отечественной войны добровольцем отправился на фронт, дойдя до Берлина. Он стал блестящим ученым, автором оригинальной концепции исторического процесса, знаменитой теории «пассионарности».

Николай Гумилёв, Стихотворения.

Антон Деникин, "Очерки русской смуты".  А.И.Деникин оставил яркий след в отечественной истории не только как боевой генерал, участник трех войн начала XX столетия, но и как талантливый писатель, мемуарист, поведавший современникам и потомкам о драматичных событиях русской истории, активным участником которых ему довелось быть.
Фундаментальный труд генерала Деникина "Очерки Русской Смуты" по праву считается одним из главных источников по истории революции и Гражданской войны в России. Первый том охватывает события февраля - сентября 1917г., когда вслед за крушением Императорского трона в результате преступной бездеятельности Временного правительства и агрессивной пропаганды социалистов происходила "демократизация", а наделе уничтожение Русской армии, продолжавшей в это время войну с Германией. Единственной попыткой сопротивления нарастающей анархии и национальному предательству стало выступление генерала Л. Г. Корнилова против политики Керенского.
Печатается по первому изданию, опубликованному в виде двух выпусков издательством Я. Поволоцкого в Париже в 1921 г. Авторский текст дополнен современным предисловием А. С. Кручинина.

Муса Джалиль, "Моабитская тетрадь". Цикл стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написанный им в Моабитской тюрьме.В 1946 бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс и, выполняя последнюю волю поэта, отправил стихи на родину.В двух тетрадях сохранилось около ста стихотворений. Впервые они были опубликованы в 1953 в «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину Симонову. В 1957 автор за этот цикл стихотворений был посмертно удостоен Ленинской премии.

Сергей Довлатов, "Зона". Сергей Довлатов - один из самых популярных и читаемых русских писателей конца ХХ - начала XXI века. Его повести, рассказы, записные книжки переведены на множество языков, экранизированы, изучаются в школе и вузах. Удивительно смешная и одновременно пронзительно-печальная проза Довлатова давно стала классикой и роднит писателя с такими мастерами трагикомической прозы, как А. Чехов, Тэффи, А. Аверченко, М. Зощенко.
Довлатовская "Зона" - это четырнадцать эпизодов из жизни зеков и их надзирателей, истории сосуществования людей за колючей проволокой, рассказанные просто и с отрезвляющим юмором, за которым совершенно ясно можно расслышать: "Ад - это мы сами".

Сергей Довлатов, "Чемодан".  Сергей Довлатов верил в одно - в "улыбку разума". Эта достойная сдержанная позиция принесла писателю повсеместную известность. На родине вот уже десять лет Довлатов - один из самых устойчиво читаемых авторов; его проза инсценирована, экранизирована, изучается в школе и вузах, переведена на японский и основные европейские языки. Перед вами - еще одно его произведение.

Сергей Довлатов, "Заповедник". Одна из лучших книг Сергея Довлатова, в которой развивается его излюбленная тема лишнего человека. А фоном для нее становятся пейзажи Пушкинского заповедника, где автор, в числе других служителей музея, проводил экскурсии и рассказывал туристам о великом поэте. "Я хотел изобразить в Пушкинском заповеднике литературного человека, проблемы которого лежат в том же аспекте, что и у Пушкина: деньги, жена, творчество, государство. И дело отнюдь не в способностях героя... пишет Довлатов, а в самом заповеднике, который изображается наподобие мавзолея, в равнодушии и слепоте окружающих..."

Сергей Довлатов, Рассказы.

Фёдор Достоевский, "Идиот". Роман "Идиот" - одна из самых непостижимых вершин мировой прозы. С этим бессмертным произведением в русскую литературу пришел новый герой с невиданной одинокой добродетелью и просветленностью, истовостью и чистотой, - которому открывается высшая гармония. Достоевский сумел разорвать замкнутый круг проклятых вопросов, вложив вечные ответы на них в разъятое сознание своего героя, освобожденного от пут рассудочности и несущего бремя Доброты.
"Если поэзия Достоевского так насыщена страданием, и притом непременно самым заправским и подлинным, то причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести... Поэзия совести сказалась и на самой структуре произведений Достоевского. Как сгущено действие и нагромождены эпизоды! Точно мысли, которым тесно в голове, измученной совестью, а все же они боятся выйти оттуда, эти мысли, и еще ближе жмутся друг к другу... Таков и должен быть язык взбудораженной совести, который сгущает, мозжит, твердит, захлебывается и при этом все еще боится доверять густоте своих красок, силе своего изображения".
Иннокентий Анненский

Виктор Драгунский, "Денискины рассказы". Открывают читателю неповторимый мир Дениски Кораблева и его друзей, где их детская непосредственность и готовность к веселым приключениям всегда одерживают верх над серой повседневностью и не дают скучать ни им, ни их родителям. Вылить невкусную кашу за окно, променять дорогой игрушечный самосвал на маленького светящегося светлячка в коробочке, петь на уроке музыки так, чтобы было слышно на соседней улице, укоротить сигареты для портсигара отца по самые мундштуки, выпустить на свободу только что купленный красный шарик - все эти события переживете вы с Дениской Кораблевым и его семьей...

Владимир Дудинцев ,"Белые одежды". Роман рассказывает о людях, не отступившихся от своих убеждений в трудный период жизни нашего общества. Время действия - пятидесятые годы прошлого века, герои - прогрессивные ученые-генетики, ведущие борьбу с бюрократами и приспособленцами от науки, которых впоследствии стали называть лысенковцами по имени их руководителя академика Т.Д. Лысенко.

Нодар Думбадзе, "Я, бабушка, Илико и Илларион". Действие происходит в деревнях, где в годы Отечественной войны из мужчин остались лишь старики. Живущий с бабушкой осиротевший мальчик Зурико растет под присмотром стариков-соседей. Оба они - острые на язык, любящие подшутить или даже разыграть друг друга, преисполнены доброты, жизненной мудрости и всегда готовы прийти на помощь бедствующим.

Максуд Ибрагимбеков, "И не было лучше брата". Замечательный азербайджанский писатель Максуд Ибрагимбеков (р. 1935) принадлежит к поколению "шестидесятников". Его произведения, он пишет по-русски, в свое время были необыкновенно популярны в нашей стране. Достаточно сказать, что повесть "И не было лучше брата" вышла тиражом более миллиона экземпляров, а пьесы "Мезозойская история" и "За все хорошее - смерть" шли на сценах около пятидесяти театров. Серьезные критики считают Максуда Ибрагимбекова блестящим, многообразным и гармоничным писателем, его прозу - живописной, фразу - музыкальной. Его произведения полны веселья, жизнелюбия и остроумия. Как сказал Ибрагимбеков в одном из интервью, "жизнь - это большое удовольствие. К сожалению, одноразового пользования".

Иван Ильин, "О России. Три речи". Статьи о России известного религиозного философа и национального мыслителя Ивана Александровича Ильина можно назвать хрестоматией российской жизни. Они нужны для понимания ее исторических путей и проблем. В предлагаемый широкому кругу читателей сборник вошли избранные статьи Ильина, объединенные любовью к Родине и глубокой верой в ее лучшее будущее.

Илья Ильф, Евгений Петров, "Двенадцать стульев". Культовый роман Ильфа и Петрова и одно из лучших произведений отечественной литературы.

Илья Ильф, Евгений Петров, "Золотой телёнок".  Бешеный успех, который обрушился на Илью Ильфа и Евгения Петрова после выхода из печати "Двенадцати стульев" (1928), побудил соавторов "воскресить" своего героя, неунывающего и обаятельного афериста Остапа Бендера, и взяться за создание романа "Золотой теленок" (1931).

Александра Ишимова, "История России в рассказах для детей". Александра Осиповна Ишимова (1804-1881) - выдающаяся детская писательница и переводчица, одна из ярчайших представителей своего времени, своими заслугами перед Россией заслужившая покровительство Царской Семьи. "История России в рассказах для детей" - главная книга этого замечательного автора, принесшая ей всероссийскую славу. Выдержав в XIX веке шесть изданий, она стала поистине настольной в русских семействах, где родители стремились дать детям достойное образование.
Яркие и увлекательные, читающиеся на одном дыхании рассказы писательницы были восторженно встречены не только юными читателями России, но и известными деятелями русской культуры. "Рассказ г-жи Ишимовой до того картинен, жив, увлекателен, язык так прекрасен, что чтение ее истории есть истинное наслаждение", - писал В. Г. Белинский. "Милостивая государыня Александра Осиповна. Сегодня я нечаянно открыл Вашу Историю в рассказах и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!", - вторил ему А. С. Пушкин.
Спустя почти два века, рассказы талантливой писательницы по-прежнему востребованы.

Фазиль Искандер, "Сандро из Чегема". Центральное произведение в творчестве Фазиля Искандера, живого классика русской литературы, подарившего ей теплый свет Абхазии, ее искрящийся темперамент, ее живую, страстную поэзию. Новеллы, составившие роман, выходили в разное время на протяжении многих лет, не раз были экранизированы. И постепенно "плутовской роман" (по определению автора) вырос в подлинный эпос. Жанровая принадлежность новелл, составивших эпопею, весьма разнообразна - мы встретим и драму, и сказку, и притчу, и даже лихой детектив. Рассказчик большинства из них, старый дядя Сандро, прожил долгую жизнь, полную прихотливых поворотов и ярких событий. Крестьянин, абрек, любовник сванской княгини, танцор, тамада, плут и мудрец - он многое повидал на своем веку и многое понял в этой жизни.

Вениамин Каверин, "Два капитана".  Знаменитый роман русского и советского писателя Вениамина Каверина рассказывает правдивую и захватывающую историю об исследователях-путешественниках, о верности и целеустремлённости главного героя в поисках пропавшей экспедиции капитана Татаринова.
Всё началось со случайно найденных размокших писем. Однажды Саня Григорьев и его друг Петька выловили в реке сумку почтальона, в которой оказалось несколько писем участников полярной экспедиции. Часть из них удалось прочитать, и Саня всё выучил наизусть. Позднее выяснилось, что экспедиция пропала - и по удивительному стечению обстоятельств именно с исчезнувшей экспедицией и её капитаном Иваном Татариновым будет связана вся дальнейшая жизнь Александра. Он пройдёт через все тяжёлые испытания и опасности, расставания и поражения, но сдержит клятву, данную ещё в детстве: "Бороться и искать, найти и не сдаваться".
Эта проникновенная и вдохновляющая история о мужестве, любви и дружбе.

Вениамин Каверин, "Открытая книга". В эту книгу вошли все три части трилогии "Открытая книга" ("Юность", "Поиски", "Надежды"). Автор прослеживает жизненный путь молодого ученого Татьяны Власенковой. Путь, на котором есть все: радость дружбы и боль предательства, счастье любви и пламя ненависти, разруха войны и тепло родного дома, борьба за свою мечту. Путь, приведший отважного ученого к важному научному открытию, оказавшему большое влияние на микробиологию и медицину.

Лев Кассиль, "Будьте готовы, Ваше высочество!". В детском лагере событие: из восточной страны Джунгахоры приехал самый настоящий принц. Что же он будет делать и как будет вести себя среди простых детей? Читайте в книге.
Для младшего школьного возраста.

Лев Кассиль, "Кондуит и Швамбрания". Мальчик Лёля и его младший брат Оська сидели, наказанные, в пыльной кладовке и размышляли о том, как несправедливо устроен мир. Тогда-то они и решили стать подданными страны высокой справедливости - Швамбрании. Там нет бедных и богатых, там не подают руки жадине и лжецу, там можно укрыться от докучливой гимназии и страшной книги под названием "кондуит"... Но оказывается, войны и революции потрясают не только придуманные государства - настоящая жизнь со всеми ее трудностями однажды становится для юных швамбран важнее сказочной страны.
Повесть Льва Кассиля - это история двух мальчиков, взрослеющих на фоне грандиозных исторических событий - Первой мировой войны, свержения самодержавия и Октябрьской революции.
Для среднего школьного возраста.

Валентин Катаев, "Белеет парус одинокий". Повесть переносит читателя в Одессу начала XX века, в самую бурю событий первой русской революции.
Герои повести Петя и Гаврик - обыкновенные одесские мальчишки, с которыми на страницах книги происходит немало разных, необычных и важных, серьезных и веселых приключений.
Для среднего школьного возраста.

Вячеслав Кондратьев, "Сашка". Военная проза Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993) пропитана воспоминаниями о пережитом и воссоздает мир, в котором его героям приходиться сражаться, жить и умирать.Тема повести о войне "Сашка" - сохранение нравственных основ в жестоком военном противостоянии. Главный герой - молодой солдат, вчерашний школьник, принявший на себя все бремя ответственности за судьбу Родины.

Наталья Кончаловская, "Наша древняя столица". Писательница Наталья Петровна Кончаловская (1903-1988) родилась и выросла в очень интересной семье. Ее отец - Петр Кончаловский - был известным художником. Из-под его пера вышли такие картины, как "Сирень", "Портрет Лермонтова". Её дедушка - знаменитый живописец Василий Суриков, автор известных исторических полотен "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком", "Боярыня Морозова".
А детский поэт Сергей Михалков, муж Натальи Петровны, в своих интервью часто говорил о том, что некоторые идеи и строчки будущих стихотворений ему подсказала жена.
Наталья Кончаловская сама написала немало произведений для взрослых и детей. Но больше всех известна одна её книга - большая поэма "Наша древняя столица", адресованная детям. Это изложение истории Москвы с самого её основания и до XVII века. Именно о том периоде, который мы менее всего знаем из других литературных источников. Поэтому не случайно в заголовок вынесены слова "древняя столица".
Книга состоит из трех частей. Первая часть рассказывает об основании Москвы и охватывает период с 1147 г до 1480 г. Из второй части (1538-1612 гг.) читатель узнает о деяниях Ивана Грозного и о начале Смутного времени. Третья часть (1613-1671 гг.) - победа над поляками, начало правления династии Романовых и восстание Степана Разина.
Полностью все три части книги были опубликованы в 1953 г. Но при каждом переиздании книга дорабатывалась автором, так как открывались всё новые археологические данные.
Для младшего и среднего школьного возраста.

Владислав Крапивин, "Мальчик со шпагой". Написанный в середине 70-х "Мальчик со шпагой" - одна из вершин советской детской литературы и самая известная книга Владислава Крапивина. Главный герой романа Серёжа Каховский стал примером для подражания тысяч советских мальчишек, а его образ получился настолько достоверным, что редакцию журнала "Пионер" засыпали письмами с просьбами сообщить адрес Серёжи.
Прошло 40 лет, а главный герой этой книги не постарел, не постарели его друзья и противники, не постарели его вопросы и его поиск, его борьба со всем случайным и несправедливым, что есть в нашей жизни.
Для среднего школьного возраста.

Валентин Кузьмин. "Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах". Карачаево-балкарский эпос о нартах к настоящему времени почти не изучен. Более того, едва ли даже половина известного материала опубликована. По этой причине большинство читателей имеет слабое представление об этой гениальной народной поэме, одной из важнейших частей национальной духовной культуры и, может быть, самом великом ее достижении. Прежде чем говорить о героях и сюжетах карачаево-балкарской Нартиады, нужно дать краткое пояснение о том, что она собой представляет. Эпос о богатырях-нартах бытует и у многих других народов Кавказа - осетин, абазин, кабардинцев, адыгейцев, абхазов, черкесов. В них много общего, но есть и различия.
Одна из особенностей нартских сказаний балкарцев и карачаевцев - это то, что большая их часть имеет два варианта - стихотворно-песенный и прозаический. Уже в 19 веке ученые, которые стали записывать эпические сказания, сетовали на то, что они постепенно забываются, что все меньше остается людей, которые могли бы спеть эти древние песни, хотя в пересказе сюжеты их известны всем. И все же до наших дней дошло не так уж мало, хотя количество утраченного, видимо, очень велико, (речь идет о балкарцах и карачаевцах, потерявших в годы сталинского геноцида половину населения, в числе которого были многие и многие сказители). И все-таки, несмотря на то, что карачаево-балкарский эпос стали собирать и записывать тогда, когда остальные версии ее были уже собраны и даже изданы, удалось найти не менее 7 тысяч строк стихотворно-песенных текстов, не считая прозаических вариантов. Конечно, по сравнению с тем, что могло быть обнаружено хотя бы до войны, это очень мало. И конечно, безвозвратно утрачены многие мелодии - а ведь еще в 19 веке русский ученый П. Остряков писал о карачаево-балкарских сказаниях, что каждое из них исполняется на особый мотив.
Но даже тот неполный вариант эпоса, которым мы сейчас располагаем, позволяет говорить о нем, как о вполне законченном и великом произведении мировой литературы

Сайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн