Средняя общеобразовательная школа №12

г. Минусинск
(39132)

Контактная информация

ул. Сургуладзе, 6

4-10-52

Подробнее

Психологическое насилие в семье

Социально-психологическая служба школы2013-2014 учебный год

 

Семейная жизнь - трудный вид деятельности, требующий большое количество физических и душевных затрат. Каждая семья переживает тяжелые периоды, кризисы, стрессы. И, к сожалению, насилие в семье является распространенным явлением, актуальной проблемой нашего общества. В руководстве по предотвращению насилия над детьми М. Д. Асанова выделяет четыре основных типа насилия:

физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет;

сексуальное насилие - использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;

пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;

психологическое насилие - поведение родителя, которое унижает, оскорбляет ребенка. Психологическое насилие над ребенком в семье вредит развитию его потенциальных способностей и возможностей.

Более подробно остановимся на психологическом насилии. К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится умственное развитие ребенка. Например, у ребенка наблюдаются трудности при выполнении домашних заданий. Родитель эмоционально негативно реагирует на это: «Ты ничего не можешь нормально сделать сам без моей помощи!». В результате ребенок становится легко ранимым, у него снижается способность к самоуважению. Ребенок становится социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и, с большей долей вероятности,  будет отвергаться ровесниками. В данной ситуации следует предложить родителем свою помощь ребенку при выполнении домашних заданий. Ни в коем случае нельзя унижать ребенка, это будет способствовать ощущению не успешности у ребенка и закреплению неуверенности в себе.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.

Вот как Алиса Миллер формулирует «правила», которые помогают «убить душу» ребенка:

1.     Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.

2.     Родители определяют, что хорошо и что плохо.

3.     Ребенок несет ответственность за гнев родителей. Если они сердятся - виноват он.

4.     Родители всегда должны быть защищены.

5.     Детское самоутверждение в жизни создает угрозу авторитарному родителю.

6.     Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.

7.     Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются «послушания», разнообразны: обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание, вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут - лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные (разрушающие) установки, представления и мифы:

- любовь - это обязанность;

- родители заслуживают уважения по определению - просто потому, что они родители;

- дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

- высокая самооценка вредна, а низкая - делает людей альтруистами;

- нежность (сильная любовь) вредна;

- удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни;

- притворяться благодарным лучше, чем откровенная неблагодарность;

- то, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой представляете;

- родители не переживут, если их обидеть;

- родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

- родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом».

А. Миллер среди родительских мотивов (причин неправильного поведения с детьми) выделяет следующие:

- бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

- потребность обладать и иметь выход для подавленных чувств;

- потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

- самозащита;

- страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

- реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.

Рекомендации родителям для организации правильного ненасильственного воспитания в семье:

1.     Никогда не участвуйте в конфликте с супругом при ребенке. Все это негативно эмоционально сказывается на ребенке и травмирует его психику.

2.     Не забывайте поощрять достижения ребенка («Посмотри, как у тебя вот здесь хорошо получается»).

3.     Не угрожайте, не шантажируйте и не манипулируйте ребенком. Таким образом вы запугиваете ребенка и у него не формируется собственная мотивация к нравственным поступкам.

4.     Изначально обговаривайте с ребенком определенный набор правил (что разрешается всегда, в определенных ситуациях и никогда). В противном случае ребенок будет нарушать правила и будет прав.

5.     Ставьте перед ребенком достижимые цели. Не завышайте требования к ребенку. Иначе ребенок будет чувствовать себя неполноценным и неуверенным в себе.

6.     Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте только с самим собой («Вчера ты..., а сегодня у тебя уже лучше получается...»). Иначе у ребенка будет формироваться негативное отношение к сверстникам.

7.     Самое главное - любите своих детей безусловно. Ребенок любит вас такими, какие вы есть. И вы любите их такими, какие они есть.

Сайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн