Средняя общеобразовательная школа №12

г. Минусинск
(39132)

Контактная информация

ул. Сургуладзе, 6

4-10-52

Подробнее

Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) младшими подростками

Социально-психологическая служба школы2013-2014 учебный год

В настоящее время общество всерьез заговорило и озаботилось проблемой наркомании - свидетельство этому материалы в печатных и электронных средствах массовой информации. Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации.

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?

 

Лучший путь - это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.

 

  •  Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.
  •  Умейте слушать. Интересуйтесь,  чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства. Встаньте мысленно на место своего ребенка и рассуждайте с его позиции.
  •  Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.
  •  Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте и аргументируйте свое мнение.
  •  Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел на это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников,  предлагающих ПАВ.
  •  Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.
  •  Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.

ЧТО  ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ

ВОЗНИКЛИ  ПОДОЗРЕНИЯ?

1.     Не отрицайте Ваши подозрения.

2.     Не паникуйте.

3.     Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.

4.     Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.

5.     Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.

6.     Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями.

7.     Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.

Правила эффективного общения с ребенком

 Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения, когда дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять  - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете их убеждения.

Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, часто повторяет: "Я тебя слушаю внимательно!". Иногда он молчит, иногда отвечает.

Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

- ребенок убедится, что вы его слышите;

- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не сов падают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.

Выберите подходящий момент для разговора. Убедитесь, что информация, полученная ребенком, верная. Поговорите с ребенком о наиболее распространенных мифах о табаке и алкоголе и развейте их.

  На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Материал подготовлен с помощью сайта: http://viro.edu.ru/

Рекомендуемая литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2002.

2. Баярд Р.,  Баярд Дж., Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.; Академический проект, 2003

3. Популярная психология для родителей / Под ред. А. Бодалева. М, 1998.

Сайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн