Средняя общеобразовательная школа №12

г. Минусинск
(39132)

Контактная информация

ул. Сургуладзе, 6

4-10-52

Подробнее

Роль родителей в удовлетворении потребностей детей

Социально-психологическая служба школы2014-2015 учебный год

Потребности детей

Потребности ребенка зависят от его возраста, однако все дети нужда­ются в адекватном питании, теплом жилом помещении, любви, внима­нии, безопасности, образовании и медицинском обслуживании.

Потребность в любви и заботе родителей

Любовь к ребенку родители могут выразить либо через физический (телесный) контакт, либо через внимание и заботу, проявление заинтере­сованности к деятельности ребенка. Для детей младшего возраста огром­ное значение имеет телесный контакт с любящим взрослым.

Любовь и забота родителей проявляется в развитии ими у ребенка сначала элементарных навыков, необходимых для повседневной жизни (умение одеваться, самостоятельно есть, навыки опрятности), а потом и сложных социальных навыков (умение общаться со взрослыми и свер­стниками, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации и т.п.).

Потребность в получении положительных эмоций

Любовь и забота родителей позволяют ребенку чувствовать себя желанным, делает уверенным в себе. Для развития у ребенка позитивной самооценки родителям необходимо поощрять его успехи, пусть самые незначительные. Предъявление завышенных требований, неадекватных возможностям ребенка, постоянная критика, даже за объективно непра­вильные, заслуживающие осуждения поступки, негативно сказываются на формировании личности ребенка, ведут к утрате веры в себя, развитию тревожности. Ребенок нуждается также и в том, чтобы ему помогали научиться положительным способам решения проблем повседневной жизни.

Потребность в безопасности

Ребенок вследствие ограниченного жизненного опыта, социально-психологической незрелости нуждается в постоянном контроле со сторо­ны взрослых для обеспечения своей безопасности. Отсутствие такого контроля является одним из проявлений ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию своего ребенка.

 Иные потребности детей

Р. Соонетс и соавт. выделяют и иные потребности детей. Потребность в открытии врожденных способностей, которая про­является в том, что родители позволяют ребенку заниматься в соответ­ствии с его способностями и интересами, обеспечивают необходимой поддержкой для наиболее полного развития врожденных способностей. Родители должны учитывать интересы и способности ребенка, попытка родителей с помощью ребенка осуществить собственные несбывшиеся надежды и желания, как правило, приводит к плачевным результатам. Потребность в свободе, ребенок нуждается в свободе, чтобы научиться действовать самостоятельно. Только, обладая свободой принятия реше­ний, ребенок сможет научиться самостоятельности и ответственности. При определении меры предоставляемой свободы родители должны исходить из того, насколько ребенок может самостоятельно спланиро­вать и реализовать задуманное без риска для себя и окружающих. Потребность в уважении, даже маленький ребенок нуждается в том, чтобы его уважали как самостоятельную личность. В процессе воспита­ния, особенно при наказании, установлении необходимых ограничений ребенка нельзя унижать, поскольку это ведет к формированию низкой самооценки, что тормозит развитие его личности.

Потребности детей первого года жизни

Новорожденному ребенку жизненно необходимы пища, тепло, ком­форт, постоянный надзор со стороны взрослых, сон, уход, общение со взрослыми, демонстрирующими свою любовь, сенсорная стимуляция. Способность родителей удовлетворить эти потребности зависит от их образовательного уровня, знаний особенностей детей раннего возраста, развития родительских навыков.

Потребности детей раннего возраста

Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, то для обеспечения его безопасности родители должны постоянное уделять ему внимание, а также переоборудовать квартиру (приобрести манеж, уста­новить закрытые электрические розетки для предотвращения несчастных случаев). Существенно меняется потребность ребенка в общении. Контакт с ребенком становится не только более продолжительным, но и меняется по содержанию: помимо эмоциональной поддержки все большее значе­ние приобретает вербальное общение, развитие и обучение ребенка.

Потребности детей дошкольного возраста

Когда ребенок подрастает, то его развитие и обучение требуют специальной организации. Если ребенок посещает детский сад, то он гарантированно получит определенный минимум знаний и навыков. Однако в настоящее время возможность посещать дошкольные образовательные учреждения имеет только половина детей. Остальные дети воспитываются в семье, и их психическое развитие в значительной мере определяется наличием у родителей определенных навыков. Так ребенок, с которым родители мало разговаривают, ограничивая общение командами и окриками, не овладе­ет умением слушать взрослого, проявлять активное внимание, что замед­ляет его психическое развитие и затрудняет дальнейшее обучение.

Общение ребенка с родителями должно иметь развивающий харак­тер. Сидя на коленях у матери, рассматривая картинки в книжке, слушая ее голос, экспериментируя со звуками, ребенок учиться слышать и видеть, говорить и общаться.

Потребности детей младшего школьного возраста

Младшему школьнику необходимо уметь самостоятельно организо­вать свою повседневную деятельность: вовремя вставать и быстро оде­ваться, следить за чистотой своей одежды, самостоятельно, не отвлекаясь делать уроки. Все эти навыки формируют у ребенка родители.

Потребности подростков

Именно в подростковом возрасте усваива­ются границы социально допустимого поведения, морально-этические нормы, поэтому недостаток родительского контроля существенно повы­шает риск девиантного поведения у подростков. Несмотря на нарочитое стремление к самостоятельности, подростки нуждаются в постоянной любви и эмоциональной поддержке родителей, которые помогают спра­виться со все более сложными требованиями, предъявляемыми к ним окружающими. От родителей требуется больше терпения, чтобы не оттолкнуть подростка, склонного к крайностям в поведении.

Под пренебрежением основными потребностями ребенка пони­мается постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворе­нию потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получе­нию травмы.

Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова подчеркивают, что в случаях пренебрежения родители не удовлетворяют наиболее значимые для ребенка потребности, что приводит к нарушению формирования привя­занностей, искажению его эмоционального и психического развития.

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрез­вычайно коварной формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка.

От других форм жестокого обращения с ребенком пренебрежение его основными потребностями отличается тем, что охватывает не только умышленные (сознательные, целенаправленные) действия или бездей­ствие родителей, но и неисполнение ими своих обязанностей вследствие отсутствия возможности заботиться о ребенке. Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и вни­мания общения со взрослыми, превращается в безрадостное существова­ние, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отно­шения взрослых и постоянно болеет.

В раннем возрасте пренебрежение основными потребностями ребен­ка проявляется в замедленном, не соответствующем возрастным нормам, психическом и физическом развитии, отсутствии гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В дошкольном возрасте на первый план выступают признаки отстава­ния в психофизическом развитии (маленький рост, низкая масса тела, ограниченность знаний об окружающем мире) в сочетании с эмоциональ­ными нарушениями (высокий уровень тревоги, сниженная самооценка) и расстройствами поведения.

В школьном возрасте отсутствие или недостаток внимания со сторо­ны родителей приводит к так называемой социально-педагогической запущенности: низкой успеваемости, пропускам занятий без уважитель­ных причин, нарушениям взаимоотношений с одноклассниками и учите­лями, агрессивности и правонарушающему поведению.

Таким образом, уважаемые родители, от вас зависит не просто удовлетворение потребностей ребенка в пище, безопасности и т.д., но и в любви, психологическом комфорте, от чего будет зависеть психическое и физическое здоровье ребенка.

Литература:

1.      Раннее выявление жестокого обращения с детьми в семьях: методическое пособие /Авторы - составители: Матвиенко М.В., Ушкачев П.А.

2.      Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск 11. Е.И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие) - М: РБФ НАН, 2007. - 272 с.

Сайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн