Средняя общеобразовательная школа №12

г. Минусинск
(39132)

Контактная информация

ул. Сургуладзе, 6

4-10-52

Подробнее

Информация для родителей. «Методы воспитания. Достоинства и недостатки»

Социально-психологическая служба школыШкольная Служба медиации

Метод

Достоинства

Недостатки

Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам ребенка, обеспечивая добровольное принятие им идей. Большой силой убедительности, доказательности обладают факты, цифры.

Важное условие метода - правдивость, искренность родителя.

Степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ребенка.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на ребенка системой положительных примеров:

  • примеры непосредственного влияния (личный пример родителей);
  • примеры опосредованного влияния (примеры жизни и деятельности выдающихся людей).

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно привлекательного образца.

Подражание как механическое, слепое  копирование внешних сторон в поведении других людей.

Поощрение  - метод внешнего активного стимулирования ребенка к положительной, деятельности. Система поощрения  развивается от материальных стимулов к моральным.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность.

Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпитывает стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами. Поощрение должно сопровождаться постановкой перед ребенком  более сложных задач.

Наказание представляет собой способ приостановления сознательно совершаемой детьми безнравственной деятельности.

Повышение мотивации к выполнению требований взрослых.

Увеличение времени для продуктивных видов деятельности ребенка.

Предупреждение нежелательных поступков.

Злоупотребление наказаниями морально подавляет ребенка, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления.

Общественное мнение - это совокупность суждений различных социальных групп.

Посредством общественного мнения можно более успешно убедить воспитанника в ошибочности его взглядов или в неподобающем поведении, чем в индивидуальной беседе. Метод способствует появлению стремления соответствовать «образцам» поведения и деятельности большинства.

Не следует обсуждать негативные поступки одних и тех же детей слишком часто, поскольку эффект воспитания от частоты коллективного обсуждения резко снижается.

Создание ситуации успеха  - это создание родителями условий, в результате которых обеспечивается успех.

 

Переживание ребенком ситуации успеха:

  • ​повышает мотивацию учения;
  • ​стимулирует к высокой результативности труда;
  • ​корректирует тревожность, неуверенность, самооценку;
  • ​развивает инициативность.

Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Воспитывающая ситуация - это создание родителем ситуации, в которой ребенок стоит в ситуации выбора (например, оказание помощи нуждающимся).

 

У ребенка развиваются такие качества,  как организаторские, нравственные.

Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается.

Доверие - метод заключается в стремлении родителей опереться на положительное в личности ребенка.

Ребенок почувствовав доверие со стороны  родителей, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие, порождает стремления непременно оправдывать надежды.

Без постоянного ненавязчивого контроля со стороны родителей у ребенка теряется самоконтроль. Ребенок может манипулировать доверием взрослых.

Осуждение - негативная оценка  поступков ребенка.

Заставляет более детально обдумывать свое поведение и способствует выработке умения тормозить неблаговидные действия, связанные с нарушением порядка и дисциплины. Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива.

Вызывает  у детей отрицательные внутренние переживания. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ребенок нарушил правила поведения случайно - здесь можно ограничиться разъяснительной беседой. Нельзя применять метод осуждения к детям, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. Это может привести к рискованным поступкам: уход с уроков, из дома и т.д.

Диалог - форма переговоров, при которых родитель и  ребенок находятся в равных позициях.

Ребенок принимает на себя ответственность за то решение, которое было сформулировано в ходе переговоров.

Развитие самостоятельности.

Развитие «взрослости».

В ходе диалога нельзя использовать негативную оценку личности ребенка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз тебе объяснять, бестолочь» какой бы справедливой, по сути, она ни была, кокой бы ситуацией она ни вызывалась, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.

Сайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн