Средняя общеобразовательная школа №12

г. Минусинск
(39132)

Контактная информация

ул. Сургуладзе, 6

4-10-52

Подробнее

Методы воспитания: плюсы и минусы

Социально-психологическая служба школыСоциально-психологическая служба. 2016-2017 учебный год

Понятие

+

-

Метод убеждения

Апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам ребенка, обеспечивая добровольное принятие им идей. Большой силой убедительности, доказательности обладают факты, цифры.

Важное условие метода - правдивость, искренность родителя.

Степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ребенка.

Метод примера

Представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на ребенка системой положительных примеров:

  • примеры непосредственного влияния (личный пример родителей);
  • примеры опосредованного влияния (примеры жизни и деятельности выдающихся людей).

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно привлекательного образца.

Подражание как механическое, слепое  копирование внешних сторон в поведении других людей.

Поощрение

Метод внешнего активного стимулирования ребенка к положительной, деятельности. Система поощрения  развивается от материальных стимулов к моральным.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность.

Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпитывает стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами. Поощрение должно сопровождаться постановкой перед ребенком  более сложных задач.

Наказание

Представляет собой способ приостановления сознательно совершаемой детьми безнравственной деятельности.

Повышение мотивации к выполнению требований взрослых.

Увеличение времени для продуктивных видов деятельности ребенка.

Предупреждение нежелательных поступков.

Злоупотребление наказаниями морально подавляет ребенка, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления.

Общественное мнение

Совокупность суждений различных социальных групп.

Посредством общественного мнения можно более успешно убедить воспитанника в ошибочности его взглядов или в неподобающем поведении, чем в индивидуальной беседе. Метод способствует появлению стремления соответствовать «образцам» поведения и деятельности большинства.

Не следует обсуждать негативные поступки одних и тех же детей слишком часто, поскольку эффект воспитания от частоты коллективного обсуждения резко снижается.

Создание ситуации успеха

Создание родителями условий, в результате которых обеспечивается успех.

 

Переживание ребенком ситуации успеха:

  • ​повышает мотивацию учения;
  • ​стимулирует к высокой результативности труда;
  • ​корректирует тревожность, неуверенность, самооценку;
  • ​развивает инициативность.

Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Воспитывающая ситуация

Создание родителем ситуации, в которой ребенок стоит в ситуации выбора (например, оказание помощи нуждающимся).

 

У ребенка развиваются такие качества,  как организаторские, нравственные.

Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается.

Доверие

Метод заключается в стремлении родителей опереться на положительное в личности ребенка.

Ребенок почувствовав доверие со стороны  родителей, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие, порождает стремления непременно оправдывать надежды.

Без постоянного ненавязчивого контроля со стороны родителей у ребенка теряется самоконтроль. Ребенок может манипулировать доверием взрослых.

Осуждение

Негативная оценка  поступков ребенка.

Заставляет более детально обдумывать свое поведение и способствует выработке умения тормозить неблаговидные действия, связанные с нарушением порядка и дисциплины. Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива.

Вызывает  у детей отрицательные внутренние переживания. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ребенок нарушил правила поведения случайно - здесь можно ограничиться разъяснительной беседой. Нельзя применять метод осуждения к детям, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. Это может привести к рискованным поступкам: уход с уроков, из дома и т.д.

Диалог

Форма переговоров, при которых родитель и  ребенок находятся в равных позициях.

Ребенок принимает на себя ответственность за то решение, которое было сформулировано в ходе переговоров.

Развитие самостоятельности.

Развитие «взрослости».

В ходе диалога нельзя использовать негативную оценку личности ребенка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз тебе объяснять, бестолочь» какой бы справедливой, по сути, она ни была, кокой бы ситуацией она ни вызывалась, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.

 

Сайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн