Средняя общеобразовательная школа №12

г. Минусинск
(39132)

Контактная информация

ул. Сургуладзе, 6

4-10-52

Подробнее

Профильные классы как форма организации практико-ориентированного образования

Управленческие и методические практикиПрофильное обучение (10-11 класс)

Павлова О.М., зам.директора по УВР

МОУ «СОШ № 12» г. Минусинска

Практико-ориентированное образование предполагает работу с учащимися по вопросам профессионального самоопределения. В школе создана система по профессиональной ориентации подростков. Курирует данное направление деятельности заместитель директора по воспитательной работе. В группу по планированию и осуществлению профориентационной деятельности входят социальный педагог, психолог, ответственный за данное направление член Управляющего совета школы (родитель), руководитель школьного музея, руководитель методического объединения классных руководителей, вожатая, с 2007 года заместитель директора, курирующий организацию предпрофильного и  профильного обучения.

Направления работы: информационная поддержка, профессиональная диагностика и консультирование, организация практической пробы сил, экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий, с нашими выпускниками, участие в сетевой организации по предпрофильному обучению, введение в учебный план школы элективных курсов разной направленности.

Межшкольный учебный комбинат реализует в школе курс «Основы профессионального самоопределения», психолог школы, исходя из запросов учащихся и администрации школы, разработала и апробирует учебный курс «Выбор профессии».

 Мы участвуем в традиционном городском конкурсе по самоуправлению на замещение административных и производственных должностей. В течение одного дня победители конкурса управляют городом и имеющимися в нем предприятиями.

В городе муниципальным информационно - методическим центром разработана и внедряется программа по организации сетевого взаимодействия: школы - учреждения дополнительного образования - профессиональные учебные заведения - представители внешней среды (Центр занятости населения, налоговая инспекция). В рамках этой программы разрабатываются и реализуются различные элективные курсы, осуществляется психолого - педагогическое сопровождение предпрофильного обучения, проводятся встречи с сотрудниками предприятий, службы занятости, депутатами городской Думы, представителями администрации. Два раза в год проводятся ярмарки профессий, на которые приглашаются представители учебных учреждений Красноярского края, Хакасии, города Томска. В рамках общественной акции «Кочующая культурная столица» проводятся мероприятия для молодежи, на которых представлены достижения края в различных сферах деятельности.

В школе создан музей. Одно из его направлений - сбор информации о выпускниках школы, месте их обучения, дальнейшей судьбе. Сотрудники музея - учащиеся школы - проводят классные часы, используя данную информацию.

Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в ходе реализации профориентационной работы:

- местный рынок труда на сегодняшний день практически не нуждается ни в каких специалистах. Исключение: завод вакуумных выключателей не укомплектован специалистами рабочих профессий из-за низкой зарплаты, выплачиваемой по - прежнему нерегулярно.

- родители настаивают на обучении по специальностям, на их взгляд, востребованным и хорошо оплачиваемым, не учитывая желания ребенка, его возможностей;

- учащиеся осуществляют выбор по принципу «куда легче поступить, туда и пойду»;

- педагоги не владеют деятельностными технологиями, позволяющими организовать «пробу сил», и не смотивированы на овладение ими («я знания даю»), итоговая аттестация не предусматривает «изготовления и представления продукта».

Конкурентно способный человек умеет делать ответственный выбор. Учиться этому надо еще в школе. Школа должна давать ученику возможность выбирать и нести ответственность за принятые решения.

Согласно Постановлению Главы г. Минусинска «Об участии в краевом эксперименте «Комплексная модернизация общего образования» №1108-п  от 05.07.2007 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» определена как базовая школа по организации профильного обучения.

     Основанием для принятия такого решения послужило следующее:

- педагогический коллектив школы - учителя высшей и первой квалификационной категории;

- есть опыт организации дифференцированной работы с учащимися по предметам;

- в течение 3 лет школа участвовала в эксперименте по организации предпрофильной подготовки учащихся;

- в 2006-2007 уч.г. учащиеся 9 классов школы принимали участие в эксперименте по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации и показали хорошие результаты:

48,1% учащихся выбрали новый вид аттестации по русскому языку, качество знаний составило 82% при 100 -процентной успеваемости; 39% учащихся сдавали математику в новой форме, процент качества - 77, процент успешности - 98;

- в школе 2 кабинета информационно - коммуникационных технологий;

- приобретены 2 специализированных кабинета (кабинет химии, физики);

-  школа обеспечена высокоскоростным подключением к сети Интернет.

При организации профильного обучения мы выбрали 3 модель: обучение по индивидуальным учебным планам.

Основой ИУП являются базовые образовательные области, обязательные для всех учащихся в объеме государственных стандартов. Обязательными базовыми учебными предметами являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, обществознание, физика, химия, биология.

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Каждый ученик 10 класса исходя из собственных потребностей и интересов формирует собственный  учебный план, выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов (не менее 2-х) и учитывая нормативы учебного времени, установленные санитарными нормами (36 часов в неделю).

 

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьника. Новые возможности.

 

1. Сегодня можно сказать, что мы в своей деятельности по оказанию помощи подростку при выборе пути дальнейшего обучения недостаточно уделяли внимания повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

2. Школьные элективные курсы в большинстве своем не решают проблемы выбора пути образования, так как по содержанию они «знаниевые», предметные, не включающие в себя «образы трудовых действий». Много теории, мало практики, позволяющей ученику осуществлять «пробу сил». Сегодня методический совет школы проводит анализ профориентационных возможностей элективных курсов, ведущихся в школе, с целью оказания помощи педагогам по дополнению курса профориентационно значимыми элементами.

3. В 9 классах не создана ситуация погружения в профиль: нет преемственности курсов, 17 часов по 40 минут - и новый курс. Не случайно 10% учащихся кардинально меняют выбор профильных предметов.

4. Необходимо решать вопрос о финансировании организации предпрофильной подготовки: для стимулирования учителей, деления групп с целью организации индивидуальной работы с учеником.

5. Проводить профессиональную диагностику интересов, склонностей ученика, вовлекая его в различные «мини - проекты».

6. Помогать в организации рефлексии по результатам  профессиональных проб.

7. Убедить ученика в необходимости сбора материала для портфолио.

8.Использовать возможности Интернета для реализации профориентационно значимых проблем.

В ходе применения средств педагогической поддержки  в комплексе, на наш взгляд, учащиеся не будут испытывать затруднений при выборе профильных учебных предметов в 10 классе. Педагогическое сопровождение их выбора, включающее все этапы, позволит реализовать в полной мере практико-ориентированное образование.

 

Сайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн