Использование элементов формы демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills для повышения квалификации педагогов
Методическая деятельность → Методическая копилка (управленческие и методические практики)
Проблемы: 1. Педагоги не реализуют (реализуют не в полном объёме) требования к современному уроку. 2. Педагоги не умеют анализировать собственную деятельность, определять ресурсы и дефициты.
Цель: создание условий для повышения методической грамотности педагогов в процессе создания и реализации современного урока; повышение рефлексивных умений учителя.
Средства: методическое мероприятие с элементами формы демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.
Предполагаемые результаты:
Учитель:
- выстраивает урок в соответствии с требованиями ФГОС;
- умеет отбирать учебный материал в соответствии с целями и результатами урока;
- умеет анализировать собственную деятельность и деятельность коллег с целью определения своих ресурсов и дефицитов.
Описание практики
На этапе подготовки педагогический коллектив был ознакомлен с регламентом проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, оценочными листами. Поскольку проведение методического мероприятия не имело целью экзаменовать учителя, то правила проведения и наполнение оценочных листов были нами изменены.
В форме демонстрационного экзамена мы увидели серьёзный потенциал для организации повышения квалификации педагогов. Так, во время полуторачасовой подготовки фрагмента урока открытия нового знания учителя находились в кабинете информатики и ИКТ и могли помогать друг другу в процессе поиска информации, оформления наглядного материала и пр.
Логика распределения педагогов по кабинетам отражена в регламенте (приложение 1). Стоит отметить, что сначала педагоги-эксперты, работающие с оценочными листами (приложение 2), распределялись по такому принципу: учителя математики шли смотреть фрагменты учителей математики, учителя русского языка и литературы оценивали фрагменты своих коллег (плюс к ним присоединялись педагоги других методических объединений, не задействованных в демонстрации фрагментов уроков). Но потом сами педагоги выразили желание смотреть и оценивать демонстрируемые занятия учителей других предметов, мотивируя это тем, что когда анализируешь деятельность своего коллеги-предметника, то обращаешь внимание на содержание урока, а хотелось бы акцентировать внимание именно на приёмах, методах, технологиях, которые часто оказываются универсальными. Обязательное условие каждого методического мероприятия - организация рефлексивной деятельности педагогов. После обсуждения увиденных фрагментов учителя заполняли анкету (приложение 3), вопросы которой помогали им осознать собственные ресурсы и дефициты и выстроить шаги для их преодоления.
Так проходили методические встречи в течение 2018 - 2019 учебного года. В 2019 - 2020 учебном году, когда возникла необходимость усилить работу педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности и глобальных компетенций, мы снова пересмотрели оценочные листы и упростили систему подготовки фрагмента урока: дали возможность учителю заранее приготовиться, самостоятельно выбрать тему и тип урока, целевую аудиторию. А также увеличили время фрагмента до 20 минут.
Результаты рефлексии педагогов в процессе проводимых методических мероприятий качественно изменились в сторону большей конкретики. Заметно улучшились умения анализировать урок, выделять его этапы, дифференцировать используемые педагогами приёмы, методы и технологии.
Для заместителя директора школы рефлексивные анкеты педагогов являются ресурсом для дальнейшего планирования повышения квалификации педагогов, выбора форм методической деятельности.
- Приложения (23.44 Кб, 7z)