Как миновать кризис первой четверти
ПОЧТИ НОРМАТИВНЫЙ СТРАХ
Зайдем издалека.
Вот, например, ребенок дошкольного возраста, трех-четырех лет, который уже некоторое время ходит в детский сад. Он вроде бы уже адаптировался к такой коллективной жизни, но чего он больше всего боится? Он боится, что его не заберут из садика... И тут дело даже не в том, что у малыша есть подобного рода «опыт» забывания в детском саду, а в том, что это почти нормативный страх, связанный одновременно с развитием самостоятельности, эмоциональной экспансии в незнакомый до того мир и потребностью в поддержке внутреннего психологического ресурса со стороны близких взрослых. Это своего рода «игра», но игра неосознаваемая, позволяющая ребенку, имеющему поддержку близких - уверенность в их стабильном отношении (не забудут взять из сада), - осваивать мир новых отношений в более широкой социальной среде. Уже позже, лет в пять, ребенок (из условно нормативной в социальном отношении семьи) даже перестает задумываться, придут ли за ним, и если приходят рано или «не вовремя» - даже не хочет идти домой.
А что испытывает ребенок перед 1 сентября? Какие чувства и мысли его обуревают?
В последнее время все чаще приходится констатировать, что к своим законным семи годам почти половина детей, в особенности мальчиков, оказывается психологически не готова к началу регулярного обучения. Технически чаще готова, а с точки зрения зрелости всех предпосылок, необходимых для успешной адаптации, - нет, то есть отмечается незрелость регуляторных функций, и как следствие - затруднено «опроизволивание» и поведения, и памяти, и речи... Но все это может как затруднять, так и облегчать существование ребенка в школе именно в первые два месяца.
ВОСЕМЬ ПРИЧИН ТРЕВОГИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Мы глубоко убеждены, что первые четыре-шесть недель в школе являются критическим периодом для любого ребенка. Это почти нормативная ситуация, как с малышами в детском саду и их страхами. Ведь и у будущего школьника масса страхов, неуверенности, тревоги.
Можно попробовать понять, почему.
1. Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».
2. Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений - охранник, дежурный, буфетчица и др.
3. Наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве уже неформальных отношений.
4. Недостаточная структурированность школьных правил и прав самого ребенка (плюс отсутствие хорошо знакомых людей, которые в этом отношении могут помочь). Такая ситуация - «нерасписанность» всех возможных проблем и разрешенных путей их решения - может стать источником истинного стресса для ребенка, ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, у него их просто нет в арсенале, а родители часто лишь излишне запугивают детей, считая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя делать, тем послушнее и правильнее будет его поведение.
5. Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими, «ведь я уже взрослый». Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.
6. Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные, программные нагрузки, хоть формально и без домашних заданий, но фактически - с ними.
7. Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле «напоролся».
8. Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.
ПРИВИВКА К ШКОЛЕ
В результате всего перечисленного уже к началу октября месяца все - и педагоги, и психологи, и, конечно, родители - видят, что дети уже неуспешны, истощены, расторможены, раздражены, а большинство из них начали просто болеть, даже те, кто продержался в детском саду. То есть налицо все признаки школьной дезадаптации - как поведенческой, так и учебной. Многим специалистам даже известна своеобразная «кривая первой четверти». Мы попытались ее изобразить на рисунке, где самая нижняя точка обозначает максимальную дезадаптацию ребенка для этого периода обучения.
Нормативный уровень адаптированности ребенка к школе
1 сент. 10-15 окт. 1 нояб. 10 нояб. 1 дек.
Получается достаточно грустная картинка.
Но! Учитель и школьный психолог вместе могут сделать многое для того, чтобы эти потери свести к минимуму. А если удастся заручиться поддержкой родителей, то можно надеяться, что «кризис первой четверти» пройдет мягко.
Итак, какие меры профилактики возможны к применению?
Обратимся к причинам, которые нам кажутся основными в формировании этой кризисной ситуации.
Во многих специальных педагогических и иных изданиях очень много говорится о том, что в течение первого школьного дня первоклассников знакомят с учителем, со школой, водят по коридорам и кабинетам. Но, как показывает практика, делать подобное знакомство именно в САМЫЙ волнующий, а порой и страшный день, как минимум, не совсем правильно. С нашей точки зрения, такое знакомство, или своеобразная «прививка», должно происходить значительно раньше и уж не в столь необычной ситуации.
В школе подобная прививка как для обычных детей, так и для детей с различными проблемами должна проходить в двадцатых числах мая, когда младшеклассники уже не учатся, старшеклассники готовятся к экзаменам, а основные проверочные и контрольные работы уже позади. Именно тогда учителя, набирающие первоклассников, или, если такие еще не определились, завуч начальной школы совместно с психологом, воспитателем ГПД и другими «свободными» учителями участвуют в этом заранее подготовленном действии.
ШКОЛЬНАЯ ТРЕХДНЕВКА
У подобного мероприятия должен быть сценарий и четкое представление о том, сколько времени оно займет. Этот параметр чрезвычайно важен, так как действие, которое длится более полутора часов без перерыва на чай, очень утомительно (см. пункты 1-6). В школе такое действие может длиться три дня, в нем принимают участие и родители - это даже приветствуется. Ребенок может ходить и не на все дни, но программа раздается заранее.
В первый день удобно, если вначале дети собираются во дворе, играют в постановочные игры, можно вместе с родителями, и лишь после того, как их напряжение несколько спадет, они выпустят пар, их ведут в школу. Последовательность знакомства со школьными помещениями не так важна. Можно, если вначале была прогулка, пойти в туалет, показать, где моют руки, а можно, помыв руки, сразу показать детям школьный буфет, где для них уже подготовлен (родителями) чай с булочками, ведь они проголодались. После этого можно осмотреть свой будущий класс, помочь в наведении красоты, познакомиться с учителем рисования или музыки, спеть песню и... смело идти домой.
А уже на следующий день, сразу придя в класс, послушать, как учитель или воспитатель читает сказку, потом передохнуть (узнав при этом, что можно делать на перемене, можно ли оставаться в классе и т.п.) и пойти на спектакль, поставленный, скажем, пятиклашками. Это может быть спектакль по той же самой сказке, что дети слушали в классе. По ходу сценария педагоги, воспитатели, родители, психолог отвечают на вопросы малышей или сами рассказывают об определенных правилах поведения в разных ситуациях.
Завершить такую трехдневку можно игрой в школу уже в самом классе, где педагог сначала показывает детям свою модель поведения, а потом кто-то из взрослых, чаще всего воспитатель или психолог, задают «типичные» детские вопросы, моделируя иные поведенческие стратегии, продолжая прояснять, что и как делают в школе, как себя вести в различных ситуациях.
Тут самое важное - соблюсти меру и не запутать детей в правилах, правах и обязанностях.
Завершить же всю процедуру длительного знакомства с учителем и школой удобно совместной игрой детей на улице или походом в парк. Важно, что все это время родители могут быть рядом с детьми, а на какие-то мероприятия оставить их одних - тут все зависит и от самой атмосферы, и от того, какие дети оказались в классе. В идеале - по завершении подобного мероприятия у ребят возникает ощущение, что они уже знают что-то о школе, видели разных педагогов, познакомились со своим будущим учителем и воспитателем.
А ЧТО В СЕНТЯБРЕ?
Как понятно из перечисления действий, подобное знакомство со школой именно в мае позволяет разрешить сразу несколько больных вопросов, а не только познакомиться с пространством школы. Благодаря тому, что дети уже взаимодействовали в играх и на других мероприятиях, они проходят очень болезненный этап первого знакомства с большим количеством новых людей, и детей в том числе, и в сентябре они приходят уже знающими своих одноклассников.
Помимо этого, они уже частично сориентированы и в пространстве формальных отношений (охранник, дежурный, буфетчица), знают, что делают эти люди, как относиться к их просьбам или замечаниям.
Чрезвычайно важным оказывается и то, что дети ознакомлены с большим количеством правил поведения в различных ситуациях, знают свои права. Это позволяет снять ту нормативно высокую тревожность и неловкость, которая неизменно возникает у первоклашек в первые школьные дни. Кроме того, рядом есть уже знакомые люди, которые в этом отношении могут помочь, что-то напомнить, подсказать.
Видя, как другие дети спрашивают родителей и взрослых в школе о том, что им непонятно, ребенок с большим доверием начинает относиться и к опыту своих родителей или бабушек. Конечно, хорошо, если дома родители расскажут ребенку о том, почему было страшно им, когда они первый раз пришли в школу, но тут с родителями должна быть проведена определенная работа психолога. Как всегда, важна не только «доза» этих разговоров, но и сам стиль общения родителя с ребенком - максимально доверительный и не запугивающий. И уж конечно, родителям не стоит (даже если это и правда) с пафосом рассказывать своим малышам, какие они были правильные, послушные, умные... При такой подготовительной работе, которая естественно продолжается и в сентябре, к моменту нарастания учебной нагрузки дети приходят с совершенно другими психологическими показателями, ведь тот объем сил, своеобразный психоэмоциональный ресурс, который должен был тратиться на адаптацию, остается для решения чисто образовательных задач.
Важно также, что в таком случае то, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, оказывается максимально похожим на ту школу, в которую он пришел. Нет обычного несовпадения ожиданий ребенка с тем, что есть на самом деле. Это, в свою очередь, лишает ребенка негативных переживаний - все более или менее предсказуемо, понятно и просчитывается как детьми, так и родителями.
Педагог же за эти несколько встреч выстраивает свою картину, он уже представляет: где и по какому поводу его могут ждать «засады», какой объем помощи и внимания требуется тому или иному ребенку. Это также облегчает его задачи на первых этапах обучения первоклашек.
Таким образом, нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку может быть, по крайней мере, минимизировано.
Мы отдаем себе отчет в том, что подобная прививка не есть панацея от всех проблем в школе. Проблемы, как это хорошо известно, возникают всегда, но очень важно, что уже на этапе вхождения ребенка в школьную жизнь ему можно помочь сохранить свой ресурс.
Может, в этом случае его интерес к самому процессу учебы не «завянет» к концу первого школьного года.