Средняя общеобразовательная школа №12

г. Минусинск

Как миновать кризис первой четверти

Приём в школу

ПОЧТИ НОРМАТИВНЫЙ СТРАХ

Зайдем издалека.

Вот, например, ребенок дошкольного возраста, трех-четырех лет, который уже некоторое время ходит в детский сад. Он вроде бы уже адаптировался к такой коллективной жизни, но чего он больше всего боится? Он боится, что его не заберут из садика... И тут дело даже не в том, что у малыша есть подобного рода «опыт» забывания в детском саду, а в том, что это почти нормативный страх, связанный одновременно с развитием самостоятельности, эмоциональной экспан­сии в незнакомый до того мир и потребностью в под­держке внутреннего психологического ресурса со сто­роны близких взрослых. Это своего рода «игра», но игра неосознаваемая, позволяющая ребенку, имеюще­му поддержку близких - уверенность в их стабиль­ном отношении (не забудут взять из сада), - осваивать мир новых отношений в более широкой социаль­ной среде. Уже позже, лет в пять, ребенок (из услов­но нормативной в социальном отношении семьи) даже перестает задумываться, придут ли за ним, и если при­ходят рано или «не вовремя»  -  даже не хочет идти домой.

А что испытывает ребенок перед 1 сентября? Какие чувства и мысли его обуревают?

В последнее время все чаще приходится констатиро­вать, что к своим законным семи годам почти полови­на детей, в особенности мальчиков, оказывается пси­хологически не готова к началу регулярного обучения. Технически чаще готова, а с точки зрения зрелости всех предпосылок, необходимых для успешной адапта­ции, - нет, то есть отмечается незрелость регуляторных функций, и как следствие - затруднено «опроизволивание» и поведения, и памяти, и речи... Но все это может как затруднять, так и облегчать существование ребенка в школе именно в первые два месяца.

ВОСЕМЬ ПРИЧИН ТРЕВОГИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Мы глубоко убеждены, что первые четыре-шесть недель в школе являются критическим периодом для любого ребенка. Это почти нормативная ситуация, как с малышами в детском саду и их страхами. Ведь и у будущего школьника масса страхов, неуверенности, тревоги.

Можно попробовать понять, почему.

1. Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».

2. Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений - охранник, дежур­ный, буфетчица и др.

3. Наличие большого количества незнакомых лю­дей, с которыми надо взаимодействовать, необхо­димость ориентироваться в пространстве уже не­формальных отношений.

4. Недостаточная структурированность школь­ных правил и прав самого ребенка (плюс отсут­ствие хорошо знакомых людей, которые в этом отношении могут помочь). Такая ситуация - «нерасписанность» всех воз­можных проблем и разрешенных путей их решения - может стать источником истинного стресса для ребенка, ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, у него их просто нет в арсенале, а роди­тели часто лишь излишне запугивают детей, счи­тая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя де­лать, тем послушнее и правильнее будет его пове­дение.

5. Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное не­удобство перед близкими, «ведь я уже взрослый». Подобное повышение собственного статуса, тра­диционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.

6. Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные, программные нагрузки, хоть фор­мально и без домашних заданий, но фактически - с ними.

7. Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле «напо­ролся».

8. Нарастание педагогических и родительских пре­тензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации насто­ящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.

 ПРИВИВКА К ШКОЛЕ

В результате всего перечисленного уже к началу октября месяца все - и педагоги, и психологи, и, конечно, родители - видят, что дети уже неуспешны, истощены, расторможены, раздражены, а большин­ство из них начали просто болеть, даже те, кто про­держался в детском саду. То есть налицо все призна­ки школьной дезадаптации - как поведенческой, так и учебной. Многим специалистам даже известна свое­образная «кривая первой четверти». Мы попытались ее изобразить на рисунке, где самая нижняя точка обозначает максимальную дезадаптацию ребенка для этого периода обучения.

Нормативный уровень адаптированности ребенка к школе

 

    1 сент.                    10-15 окт.                      1 нояб.              10 нояб.                    1 дек.

Получается достаточно грустная картинка.

Но! Учитель и школьный психолог вместе могут сделать многое для того, чтобы эти потери свести к минимуму. А если удастся заручиться поддержкой родителей, то можно надеяться, что «кризис первой четверти» пройдет мягко.

Итак, какие меры профилактики возможны к при­менению?

Обратимся к причинам, которые нам кажутся ос­новными в формировании этой кризисной ситуации.

Во многих специ­альных педагогических и иных изданиях очень много говорится о том, что в течение первого школьного дня первоклассников знакомят с учителем, со школой, во­дят по коридорам и кабинетам. Но, как показывает практика, делать подобное знакомство именно в СА­МЫЙ волнующий, а порой и страшный день, как минимум, не совсем правильно. С нашей точки зре­ния, такое знакомство, или своеобразная «прививка», должно происходить значительно раньше и уж не в столь необычной ситуации.

В  школе подобная прививка как для обыч­ных детей, так и для детей с различными проблемами  должна проходить в двадцатых числах мая, когда младшекласс­ники уже не учатся, старшеклассники готовятся к эк­заменам, а основные проверочные и контрольные ра­боты уже позади. Именно тогда учителя, набирающие первоклассников, или, если такие еще не определи­лись, завуч начальной школы совместно с психологом, воспитателем ГПД и другими «свободными» учителя­ми участвуют в этом заранее подготовленном дей­ствии.        

 ШКОЛЬНАЯ ТРЕХДНЕВКА

У подобного мероприятия должен быть сценарий и четкое представление о том, сколько времени оно зай­мет. Этот параметр чрезвычайно важен, так как дей­ствие, которое длится более полутора часов без пере­рыва на чай, очень утомительно (см. пункты 1-6). В школе такое действие может длиться три дня, в нем принимают участие и родители - это даже привет­ствуется. Ребенок может ходить и не на все дни, но программа раздается заранее.

В первый день удобно, если вначале дети собирают­ся во дворе, играют в постановочные игры, можно вместе с родителями, и лишь после того, как их напря­жение несколько спадет, они выпустят пар, их ведут в школу. Последовательность знакомства со школьны­ми помещениями не так важна. Можно, если вначале была прогулка, пойти в туалет, показать, где моют руки, а можно, помыв руки, сразу показать детям школьный буфет, где для них уже подготовлен (роди­телями) чай с булочками, ведь они проголодались. После этого можно осмотреть свой будущий класс, помочь в наведении красоты, познакомиться с учите­лем рисования или музыки, спеть песню и... смело идти домой.

А уже на следующий день, сразу придя в класс, по­слушать, как учитель или воспитатель читает сказку, потом передохнуть (узнав при этом, что можно делать на перемене, можно ли оставаться в классе и т.п.) и пойти на спектакль, поставленный, скажем, пятиклаш­ками. Это может быть спектакль по той же самой сказ­ке, что дети слушали в классе. По ходу сценария педа­гоги, воспитатели, родители, психолог отвечают на во­просы малышей или сами рассказывают об определен­ных правилах поведения в разных ситуациях.

Завершить такую трехдневку можно игрой в школу уже в самом классе, где педагог сначала показывает детям свою модель поведения, а потом кто-то из взрос­лых, чаще всего воспитатель или психолог, задают «ти­пичные» детские вопросы, моделируя иные поведенче­ские стратегии, продолжая прояснять, что и как делают в школе, как себя вести в различных ситуациях.

Тут самое важное - соблюсти меру и не запутать детей в правилах, правах и обязанностях.

Завершить же всю процедуру длительного знаком­ства с учителем и школой удобно совместной игрой детей на улице или походом в парк. Важно, что все это время родители могут быть рядом с детьми, а на какие-то мероприятия оставить их одних - тут все зависит и от самой атмосферы, и от того, какие дети оказались в классе. В идеале - по завершении по­добного мероприятия у ребят возникает ощущение, что они уже знают что-то о школе, видели разных педаго­гов, познакомились со своим будущим учителем и вос­питателем.

А ЧТО В СЕНТЯБРЕ?

Как понятно из перечисления действий, подобное знакомство со школой именно в мае позволяет разре­шить сразу несколько больных вопросов, а не только познакомиться с пространством школы. Благодаря тому, что дети уже взаимодействовали в играх и на других мероприятиях, они проходят очень болезненный этап первого знакомства с большим количеством новых людей, и детей в том числе, и в сентябре они приходят уже знающими своих одноклассников.

Помимо этого, они уже частично сориентированы и в пространстве формальных отношений (охранник, дежурный, буфетчица), знают, что делают эти люди, как относиться к их просьбам или замечаниям.

Чрезвычайно важным оказывается и то, что дети ознакомлены с большим количеством правил поведе­ния в различных ситуациях, знают свои права. Это позволяет снять ту нормативно высокую тревожность и неловкость, которая неизменно возникает у перво­клашек в первые школьные дни. Кроме того, рядом есть уже знакомые люди, которые в этом отношении могут помочь, что-то напомнить, подсказать.

Видя, как другие дети спрашивают родителей и взрос­лых в школе о том, что им непонятно, ребенок с боль­шим доверием начинает относиться и к опыту своих родителей или бабушек. Конечно, хорошо, если дома родители расскажут ребенку о том, почему было страш­но им, когда они первый раз пришли в школу, но тут с родителями должна быть проведена определенная работа психолога. Как всегда, важна не только «доза» этих разговоров, но и сам стиль общения родителя с ребенком - максимально доверительный и не запуги­вающий. И уж конечно, родителям не стоит (даже если это и правда) с пафосом рассказывать своим малышам, какие они были правильные, послушные, умные... При такой подготовительной работе, которая есте­ственно продолжается и в сентябре, к моменту нара­стания учебной нагрузки дети приходят с совершенно другими психологическими показателями, ведь тот объем сил, своеобразный психоэмоциональный ресурс, который должен был тратиться на адаптацию, остает­ся для решения чисто образовательных задач.

Важно также, что в таком случае то, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, оказывается максимально похожим на ту школу, в ко­торую он пришел. Нет обычного несовпадения ожида­ний ребенка с тем, что есть на самом деле. Это, в свою очередь, лишает ребенка негативных пережива­ний - все более или менее предсказуемо, понятно и просчитывается как детьми, так и родителями.

Педагог же за эти несколько встреч выстраивает свою картину, он уже представляет: где и по какому поводу его могут ждать «засады», какой объем помо­щи и внимания требуется тому или иному ребенку. Это также облегчает его задачи на первых этапах обу­чения первоклашек.

Таким образом, нарастание педагогических и роди­тельских претензий к ребенку может быть, по крайней мере, минимизировано.

Мы отдаем себе отчет в том, что подобная прививка не есть панацея от всех проблем в школе. Проблемы, как это хорошо известно, возникают всегда, но очень важно, что уже на этапе вхождения ребенка в школь­ную жизнь ему можно помочь сохранить свой ресурс.

Может, в этом случае его интерес к самому процессу учебы не «завянет» к концу первого школьного года.

Яндекс.Метрика
Сайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн